Некоторые дефекты в строении органов речи и способы их выявления

 Рассмотрение всех возможных дефектов в строении ре­чевых органов (а их, поверьте, немало!) - предмет специаль­ной литературы, а способы их выявления требуют специаль­ных знаний и навыков. И если вы вовремя обратитесь к логопеду, то получите нужную консультацию или направле­ние к нужному специалисту. Тем не менее некоторые дефек­ты (из тех, что ведут к нарушению произношения трудных звуков и поддаются коррекции) родители и сами могут легко обнаружить. Достаточно внимательно присмотреться к ре­бенку или использовать несколько довольно простых при­емов.

Короткая уздечка языка. Предложите ребенку припод­нять язык.

  • При очень короткой уздечке он вообще не смо­жет этого сделать: язык оказывается как бы "пришитым" к дну ротовой полости.   
  • При менее короткой уздечке приподнима­ние языка возможно, но он не достает при этом до верхних альвеол.
  • Если ребенок совсем не может поднимать язык вверх, можно приподнять его шпателем или ручкой чайной ложки - короткая уздечка при этом сразу же обнаружится. В то же время использование этого приема позволит убедиться в том, что язык не поднимается именно из-за короткой уздечки, а не вследствие, например, паралича или пареза.

Парезы мышц губ и языка. Предложите ребенку вы­полнить простейшие движения:

  • Вытянуть губы вперед - при парезе они остаются неподвижными или совершают какие-то хаотичные движения.
  • Растянуть губы в улыбку - при парезе улыбка будет асимметричной; одна сторона губ остается неподвижной или совершает минимальное движение.
  • Распластать язык во рту, сделать его широким - при парезе ребенок не сможет этого сделать; язык склонен к постоянному сужению.
  • Высунуть язык изо рта. При парезе может  проявляться  следующее:

              - язык уклоняется в одну сторону;

             - кончик языка непроизвольно загибается на нижнюю губу (ребенок
                не может удержать его горизонтально);

             - мышцы языка дрожат, хаотично подергиваются (ребенок не может
                удержать язык).

  • Поднять кончик языка к верхней губе. При парезе ребенок не может поднять кончик языка без помощи ниж­ней губы. Он как бы поддерживает, подталкивает язык нижней губой.
  • Широко открыть рот. При парезе язык может лежать во рту "комком"; этот "комок" хорошо виден.
  • Поводить кончиком  языка из угла в угол рта. При парезе язык передвигается напряженно, всей своей массой (как «бревно»); кончик языка не выражен.

     При выявлении у ребенка перечисленных особенностей движения губ и языка потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога.