Некоторые дефекты в строении органов речи и способы их выявления
Рассмотрение всех возможных дефектов в строении речевых органов (а их, поверьте, немало!) - предмет специальной литературы, а способы их выявления требуют специальных знаний и навыков. И если вы вовремя обратитесь к логопеду, то получите нужную консультацию или направление к нужному специалисту. Тем не менее некоторые дефекты (из тех, что ведут к нарушению произношения трудных звуков и поддаются коррекции) родители и сами могут легко обнаружить. Достаточно внимательно присмотреться к ребенку или использовать несколько довольно простых приемов.
Короткая уздечка языка. Предложите ребенку приподнять язык.
- При очень короткой уздечке он вообще не сможет этого сделать: язык оказывается как бы "пришитым" к дну ротовой полости.
- При менее короткой уздечке приподнимание языка возможно, но он не достает при этом до верхних альвеол.
- Если ребенок совсем не может поднимать язык вверх, можно приподнять его шпателем или ручкой чайной ложки - короткая уздечка при этом сразу же обнаружится. В то же время использование этого приема позволит убедиться в том, что язык не поднимается именно из-за короткой уздечки, а не вследствие, например, паралича или пареза.
Парезы мышц губ и языка. Предложите ребенку выполнить простейшие движения:
- Вытянуть губы вперед - при парезе они остаются неподвижными или совершают какие-то хаотичные движения.
- Растянуть губы в улыбку - при парезе улыбка будет асимметричной; одна сторона губ остается неподвижной или совершает минимальное движение.
- Распластать язык во рту, сделать его широким - при парезе ребенок не сможет этого сделать; язык склонен к постоянному сужению.
- Высунуть язык изо рта. При парезе может проявляться следующее:
- язык уклоняется в одну сторону;
- кончик языка непроизвольно загибается на нижнюю губу (ребенок
не может удержать его горизонтально);
- мышцы языка дрожат, хаотично подергиваются (ребенок не может
удержать язык).
- Поднять кончик языка к верхней губе. При парезе ребенок не может поднять кончик языка без помощи нижней губы. Он как бы поддерживает, подталкивает язык нижней губой.
- Широко открыть рот. При парезе язык может лежать во рту "комком"; этот "комок" хорошо виден.
- Поводить кончиком языка из угла в угол рта. При парезе язык передвигается напряженно, всей своей массой (как «бревно»); кончик языка не выражен.
При выявлении у ребенка перечисленных особенностей движения губ и языка потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога.